История компании Opel



Основатель крупнейшего западногерманского автомобильного концерна Адам Опель родился весной 1837 года в старинном немецком городке Рюссельсхайме. Он был старшим сыном в семье скромного кузнеца и с детства отличался способностями к механике. Уйдя "на заработки". Адам Опель пять лет подмастерьем скитался по Европе. В августе 1862 года он вернулся домой. мечтая сконструировать швейную машинку. подобную той. что ему довелось видеть на парижской выставке. Дядя отдал Адаму свой коровник. где тот оборудовал мастерскую и приступил к осуществлению этого замысла. Швейная машинка вышла великолепно: ее "оторвали с руками". даже не дав мастеру завершить работу. Дела Адама шли настолько хорошо. что в 1868 году он смог построить двухэтажную мастерскую по производству швейных машин.

У Адама Опеля было пятеро сыновей - Карл. Вильгельм. Генрих. Фридрих и Людвиг. Ребята росли и все. как один. обожали велосипеды. Опель-старший особого пристрастия к этому транспортному средству не питал. однако энтузиазм молодых оказался заразителен. и с 1887 года Опель помимо швейных машин стал выпускать велосипеды.

Повзрослев. сыновья живо заинтересовались самодвижущимися экипажами из Мангейма. Каннштадта. Парижа. Они видели в них будущее отцовского завода. Отец же не спешил переориентировать семейное предприятие

8 сентября 1895 года основатель семейного бизнеса скоропостижно скончался от сыпного тифа. Его наследство переходило в равных долях вдове и двум старшим сыновьям. После кончины Адама Опеля реализации планов сыновей противилась София. остававшаяся единомышленницей мужа. Переубедить ее помогли свалившиеся на фирму неприятности - перепроизводство велосипедов и падение спроса на них.

В 1897 году Фридрих и Вильгельм присмотрели на демонстрационном заезде в Берлине простенький. но достаточно резвый экипаж работы Фридриха Леопольда Лутцмана из Дессау. К 21 января 1899 года было достигнуто соглашение. по которому предприятие Лутцмана переходило под контроль семейства Опель. а сам он получал пост технического директора. Весной из ворот завода в Рюссельсхайме гордо выкатился на своих цельнолитых шинах первый одноцилиндровый Lutzman Opel. Горизонтально расположенный под сиденьем мотор заводился вручную. Для этого требовалось провернуть огромный маховик - других стартовых приспособлений не имелось. Конструкция оказалась очень "сырой". распродавалась плохо. и финансовые бреши приходилось затыкать за счет доходов от реализации велосипедов и швейных машин. Вскоре выпуск лутцмановских повозок решено было прекратить

В те годы Opel был знаменит не столько производственными достижениями или коммерческими успехами. сколько азартом. с которым фирма участвовала в спортивных мероприятиях. Победа в гонке на Приз кайзера Вильгельма в 1907 году значительно подняла престиж предприятия. При создании изящных автомобилей 1908 года были использованы конструктивные особенности автомобиля-победителя в гонке 1907 года. Но в основном предвоенные модели Opel. несмотря на постоянные усовершенствования. были машинами среднего класса. сработанными на совесть. но без претензий.
В годы первой мировой войны фирма выпускала грузовые автомобили для армии. Однако инженеры не теряли времени даром. В 1920 году было разработано несколько вариантов новой модели Opel. но инфляция помешала воплотить эти планы в жизнь. Решено было предпринять радикальные меры по выходу из кризиса.

Группа ведущих инженеров фирмы во главе с Вильгельмом Опелем отправилась за океан - перенимать накопленный в США опыт массового производства автомобилей. Вернувшись домой. они рьяно принялись воплощать в жизнь американские идеи. В период с 1923 по 1924 год старый завод преобразился: все станки с верхними приводными шкивами были заменены современным оборудованием с электрическим приводом. Главной новинкой был первый и на тот момент единственный в Германии сборочный конвейер.

Устаревшие модели были сняты с производства. Все надежды фирма Opel отныне возлагала на двухместный автомобиль. очень похожий на тот. что два года назад выпустил на рынок Citroen. Сходство оказалось настолько разительным. что французы подали в суд. Opel проиграл процесс и был вынужден изменить хотя бы внешний вид автомобиля. Модель называлась "4\12л.с.". но стоило ей появиться в продаже. как об официальном наименовании было забыто. Все сходящие с конвейера автомобили окрашивались в яркий. сочный зеленый цвет. за что и поплатились - к машине намертво пристала кличка Laubforsch ("лягушонок"). К 1927 году выпуск "лягушат" достиг 39000 штук. 8000 рабочих могли изготавливать до 250 машин в день.

Успех немецкой фирмы. выпускающей легковые автомобили массового класса. привлек внимание президента американской корпорации General Motors по вопросам экспорта Джеймса М. Муни. В те годы предприятию Opel. бывшему лидером среди немецких автопроизводителей. приходилось нелегко: немецкие марки автомобилей отступали под натиском импортных. по большей части американских. машин.

Положение не спасали даже рекордные результаты. установленные Фрицем Опелем на треке AVUS на гоночных автомобилях RАК-I и RАК-II с реактивными двигателями.

В 1925 году вся Европа говорила о покупке концерном General Motors английского предприятия Vauxhall. Уже весной следующего года Opel решил последовать примеру англичан и обратился за покровительством к заокеанскому гиганту. Не прошло и трех лет. как было подписано официальное соглашение - фирма Adam Opel AG стала филиалом General Motors.

Теперь производственная программа предприятия была направлена на выпуск максимально возможного числа моделей из минимального количества унифицированных узлов и кузовов. Кузова всех машин стали просторнее. крылья приобрели закругленные очертания. а внутри нашлось место для запасного колеса. В 1934 году автомобили немецкого филиала. как и все прочие творения General Motors. перешли на независимую переднюю подвеску. На следующий год Opel первым из немецких автопроизводителей выпустил за год более ста тысяч машин.

В феврале 1936 года на Берлинском автосалоне был представлен автомобиль Olympia - первая серийная машина с цельноструктурным несущим кузовом. Она положила начало новому направлению в конструировании малолитражек.

Рынок недорогих автомобилей пополнился моделью Р-4. выполненной в стиле 20-х годов. Двигатель этой машины был надежен и продуман до мелочей. что позволило установить его на очередную модель - Opel Kadett (1936 г.) До войны с конвейера сошло около 107000 автомобилей марки Kadett. В конце 30-х годов Opel выпустил две новые шестицилиндровые модели: Opel Super (1937 г.). и Opel Kapitan (1939 г.).
Однако. несмотря на огромные успехи. фирма Opel в предвоенные годы отнюдь не процветала. Ограничения. наложенные фашистским режимом. отрицательно сказались на прибылях General Motors. В 1939 году фашистское руководство Германии потребовало от фирмы поставить на поток армейский грузовик Blitz. гаубицы и детали для самолетов. что дало повод новому президенту General Motors Уильяму Кнудсену иронически констатировать: "На нашем немецком предприятии полным и безраздельным хозяином стал Гитлер. с чем имею честь поздравить всех владельцев и совладельцев концерна..."

Полная переориентация производства на выпуск военной продукции не прошла мимо бдительного ока Королевских ВВС Великобритании. Английская авиация в августе 1944 года нанесла визит в Рюссельсхайм. и этот город постигла участь Ковентри. К моменту капитуляции Германии бранденбургский завод фирмы находился в глубине советской оккупационной зоны. Русские получили у союзного командования санкцию на вывоз инструментов. оборудования. штампов и чертежей марки Kadett для налаживания производства этих машин в Лейпциге. Все необходимое было полностью отгружено к концу июля 1946 года. С тех пор Opel больше не видел своего оборудования...

А вот Kadett довелось увидеть многим: не прошло и полгода. как новый завод малолитражных автомобилей на окраине Москвы приступил к производству "Москвича - 400". как две капли воды похожего на довоенный Opel Kadett. В 1950 году эти машины стали продавать в Финляндию и Бельгию. причем в сопроводительных документах упоминалось. что запчасти к "Москвичам" легче всего приобрести в Германии.

После войны немецкие города стали подниматься из руин. Вскоре наполовину восстановленный завод в Рюссельсхайме возобновил выпуск полуторатонных грузовиков Opel Blitz с шестицилиндровым двигателем от модели Opel Kapitan.
Затем очередь дошла и до легковых автомобилей. Проще всего было бы возобновить производство Opel Kapitan - ведь сборка двигателя "от него" уже наладилась - но оккупационные власти не разрешали выпуск легковых автомобилей с двигателями объемом более 1.5 л. Наиболее мощной из удовлетворявших этому требованию машин оказалась Olympia. которая и была в ноябре 1947 года запущена в серийное производство.

В 1953 году на автосалоне во Франкфурте был продемонстрирован Opel Olympia Rekord. завоевавший в послевоенной Германии неслыханную популярность.

Сегодня Adam Opel AG является самым крупным филиалом General Motors за пределами Соединеных Штатов. На заводах фирмы. расположенных в Рюссельсхайме. Бохуме. Кайзерслаутерне. Берлине и в бельгийском городе Антверпене. работает более 55 тысяч человек. Марка Opel объединяет автомобили. рассчитанные на любой вкус. запросы и достаток: Corsa. Tigra. Astra. Vectra. Calibra. Omega... Не стоит забывать внедорожники Frontera и Monterey. а также новый минивэн Cintra.

Мир автомобилей Страницы истории Фотографии Где купить

Хостинг от uCoz